Пробуждение моего демонического брата / Invocation of My Demon Brother (1969).

probuzdenie-moego-demonicheskogo-brata-1969«Пробуждение моего демонического брата» (англ. Invocation of My Demon Brother) — экспериментальная картина Кеннета Энгера, фильм-посвящение Алистеру Кроули.

Сюжет

Силы Тьмы собираются на полночную мессу по случаю праздника осеннего равноденствия.

Стерео / Stereo (1969).

stereo-1969

«Стерео» — дебютный черно-белый полнометражный фильм, снятый режиссёром Дэвидом Кроненбергом в 1969 году во время его обучения в Торонтском университете. Несмотря на затянутость и однообразность, а также несвязанность и сумбурность происходящего, в фильме присутствует множество интересных визуальных находок и планов. Кроненберг выступал здесь оператором, монтажером, сценаристом, продюсером и режиссером одновременно.

Девушки из «Челси» / The Chelsea Girls (1966).

Постер фильма«Девушки из „Челси“» (англ. The Chelsea Girls) — андеграундное кино Энди Уорхола, 1966 г.

Для эпизодов фильма было снято множество разных людей.

Сама картина была отснята не только в отеле «Челси», но и в квартире «The Velvet Underground», а также у других посетителей знаменитой «серебряной фабрики». Смысл заключался в том, что каждый из них мог бы оказаться в отеле, популярнейшем месте конца 60-х, в одно время.

В фильме участвовали: Мари Менкен, Мэри Воронов, Герард Маланга, Сьюзен Боттомли, Ингрид Суперстар, Анжелина «Пеппер» Девис, Ондайн (Боб Оливио), Альбер Рене, Рикар, Ронна Пейдж, Эд Худ, Патрик Флеминг, Марио Монтес, Эрик Эмерсон, Ари Булонь, Бригид Берлин.

Париж глазами… / Paris vu par… (1965).

«Париж глазами…» — французский кинофильм. Состоит из шести новелл, каждая из которых посвящена определенному кварталу Парижа. В фильме заняты в основном непрофессиональные актеры. «Париж глазами…» считается одной из наиболее представительных лент Новой волны.

Структура ленты вдохновила создателей фильма «Париж, я люблю тебя».

Полуденные сети / Meshes of the Afternoon (1943).

«Полуденные сети» (Meshes of the Afternoon) — 14-минутный экспериментальный немой фильм Майи Дерен и Александра Хаммида (1943), который считается вехой в истории артхаусного кинематографа в США. Этот шедевр сюрреализма был включён в Национальный реестр фильмов на второй год после создания реестра (1990). Обе роли в фильме сыграли Хаммид и Дерен, которые во время его создания состояли в браке. Следующий муж Дерен, композитор Тэйдзи Ито, в 1959 году написал музыку к фильму.

Сюжет

Фильм построен на круговращении фабулы, состоящей в том, что, следуя за фигурой в чёрной накидке с зеркалом вместо лица героиня возвращается к себе в дом, садится на кресло, закрывает глаза… и видит, как она идёт к дому за фигурой с цветком в руке, останавливает проигрыватель, садится в кресло и т. д. Это многослойное повторение сновидческого мотива вкупе с раздваиванием и мутацией персонажей позволяет расценивать «Полуденные сети» как фильм-сновидение (dream film). Повторяющиеся образы ключа и ножа можно истолковывать как зримое воплощение эротических и самоистребительных импульсов главной героини. Последний кадр наводит на мысль о том, что она покончила с собой.

Золотой Век / L’âge d’or (1930).

Постер фильма«Золотой век» — ранний сюрреалистический фильм режиссёра Луиса Бунюэля. Один из первых звуковых французских фильмов.

Сюжет

Фабула в строгом понимании этого термина в фильме отсутствует, что вообще свойственно направлению сюрреализма. Лента представляет собой набор сцен, не связанных между собой сюжетно и как правило, абсурдных по содержанию, но объединённых определённым замыслом режиссёра.

Первые пять минут фильма — как бы «научно-документальный» показ жизни скорпионов. Зрителю рассказывают, как они устроены, какой ведут образ жизни, как друг от друга обороняются.

Затем следует титр: «Через несколько часов». В довольно пустынной местности обитают оборванцы. Все они вооружены. Они узнают, что в их края прибывают майорканцы. Главарь оборванцев (Макс Эрнст) решает обороняться. Однако бой не состоялся: оборванцы умирают по пути от слабости. Цивилизация восторжествовала. На этом месте будет основан новый город — имперский Рим. Сзади раздаётся женский вопль. Присутствующие оборачиваются — молодой человек насилует девушку. Его хватают. Маленькая собачка на поводке очень волнуется. Схваченный молодой человек отбрасывает от себя полицейского и пинает собачку.

Андалузский пес / Un chien andalou (1929).

Постер фильма«Андалузский пёс» (фр. Un chien andalou) — 16-минутный сюрреалистический немой фильм испанского режиссёра Луиса Буньюэля и испанского художника Сальвадора Дали. Первоначально был выпущен к ограниченному показу в Париже в 1929 году, но, став популярным, оставался в прокате восемь месяцев. Является одним из наиболее известных сюрреалистических фильмов «авангарда» 1920-х.

В фильме отсутствует сюжет в привычном понимании этого слова. Хронология фильма разрозненна: так, переход от первой сцены фр. Il etait une fois (рус. «Давным-давно») ко второй сцене «Восемь лет спустя» происходит без изменения обстановки и персонажей. По сути, кинематографическое повествование Буньюэля подчиняется законам «логики» сновидений, в которых зрительные образы меняются, не подчиняясь рациональной логике и хронологической последовательности, поэтому кинокритики, анализирующие фильм, часто пользуются терминами популярной в те годы теории сновидений Фрейда.

Фактически опровергая различные интерпретации фильма, Буньюэль в своих воспоминаниях отмечал, что единственным правилом, которым они с Дали пользовались при написании сценария, был запрет на «любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение». Кроме того, он утверждал, что «в фильме нет ничего, что бы символизировало что-то. Единственным методом исследования символов, возможно, является психоанализ».

Морская звезда / L’Etoile de Mer (1928).

Постер фильма«Морская звезда» (фр. L’Étoile de mer , 1928) — французский художественный фильм Ман Рэя.

Сюжет

Мужчина и женщина направляются к камере. Затем они поднимаются в спальню, где женщина раздевается и ложится на кровать. Мужчина уходит.

Фильм рассказывает о страхах мужчины по отношению к женщине, чьею красотой он привлечён.

В ролях

  • Кики с Монпарнаса
  • Андре де ла Ривьер
  • Робер Деснос

Раковина и священник / La Coquille et le clergyman (1928).

Постер фильма«Раковина и священник» (фр. La Coquille et le clergyman, 1928) — французский художественный фильм Жермены Дюлак. В фильме ощутимы фрейдистские основы сюрреализма.

Сюжет

Молодой священник, принявший целибат, видит во сне причудливую фантасмагорию, из образов, навеянных на него исповедью молодой жены пожилого генерала. Во вступительных кадрах: священник наполняет большую раковину жидкостью из бесчисленных стеклянных колб, которые он безжалостно разбивает. Раковина остается полупустой.

В ролях

  • Алекс Аллин / Священник
  • Геника Асанасье
  • Люсьен Батай